Тайна карты Птолемея

 
 

(Этногенез и судьба финно-угорских и славянских племен и народов Прикамья в свете анализа карты Птолемея «Европейская Сарматия»)

 

Птолемей Клавдий, древнегреческий учёный, живший во втором веке нашей эры и творивший в Александрии Египетской, создал географическое описание всей Земли, известной древним грекам. Среди его многочисленных трудов есть карта Восточной Европы под названием «Европейская Сарматия» от Германии до Рипейских гор. Рипейскими горами древние греки называли Уральские горы. Возле Уральских гор, там, где сейчас расположена и территория Удмуртии, обозначено множество племён: бодины, порсы, савары, аланы, салы, гелоны, гиплоподы, меланхлены, агатирсы, погириты, ндры, болуски, карбоны, кареоты и т.д.  Под этими названиями скрывались славянские, кельтские, иранские и русские племена. Финно-угорских племён ещё нет. Только в шестом веке нашей эры готский историк Иордан в книге «О происхождении и деяниях гетов» впервые упомянет племена финно-угров: морденс (мордва) и меренс (меря). Хотя по археологическим данным первый прорыв древних угров с территории Северо-западного Китая через Алтай и Казахские степи на Среднюю Волгу был ещё в V веке до нашей эры. Они входили в состав создателей Ананьинской археологической культуры в Прикамье и на Средней Волге VIIIIII  веков до нашей эры, и «Черняховской» культуры IIIV веков нашей эры в Причерноморье, в состав сарматских, готских и гуннских племён. Все эти союзы племён были многоэтническими и назывались по имени самого сильного племени.

Согласно археологическим данным в начале I тысячелетия до новой эры финно-угорские племена начали движение из степей Казахстана на север вдоль Оби к берегам Ледовитого океана. Со второго века нашей эры, после ухода готов из Прикамья, они с юго-востока начинают заселять территорию будущей Удмуртии, в 3-4 веке нашей эры финно-угры вышли к верховьям Вятки, Камы, на Печёру и Вычегду, отделив европейские русско-славянские племена от сибирских славян. С тех пор сибирские славяне, в отличие от европейских, получили общее название «челдоны». С пятого века нашей эры, повернув на запад, финно-угры начали заселять Русский Север: территорию от Урала до Прибалтики. Если славянские погребения того времени содержат в основном орудия труда и редко боевое оружие, то финно-угорские, часто, буквально нашпигованы боевым оружием: топоры, мечи, сабли, палаши, конское снаряжение. Продвигающиеся широким фронтом на запад, финно-угорские племена с V по X век нашей эры в корне изменили этнический состав всего Прикамья, Верхнего Поволжья и Русского севера. Физический же тип населения изменился незначительно. Коренное население частью ушло: русско-славянские племена на юго-запад, иранские на юг, на Кавказ и в Причерноморские степи, но много осталось на старом месте и большинство из оставшихся были ассимилированы финно-уграми.

К X веку нашей эры финно-уграми были ассимилированы:

А) кельтское племя эстиев, ставшего эстонцами «Что касается правого побережья Свебского моря, то здесь им омываются земли, на которых живут племена эстиев, обычай и облик такие же, как у свебов, а язык - ближе к британскому»: Тацит I - II век нашей эры,

Б) саамское племя феннов, стало финнами. «Древние саамы, фенны или финны первых письменных источников были палеоазиатами по языку»: В.В. Мавродин.

В) Русско-славянские племена карбоны и кареоты стали карелами. Среди карел до сих можно найти потомков древнерусского племени «лудаана» - «люди», о котором писал арабский средневековый историк и учёный Аль-Масуди, считавший племя «лудаана» самым крупным русским племенем.

Г) Славянские и иранские племена гелоны, гиплоподы, меланхлены стали коми-пермяками и коми-зырянами (среди этих народов подавляющее большинство европеоиды, что никак нельзя сказать о людях пришедших с территории Китая).

Частично были ассимилированы:

А) русско-балтийские племена Чудь и Ижора. Древние авторы называли племена чудь именем «тиуды», что признаётся большинством историков. Но, именем тиуды сами себя называли готы – «гут-тиуды» и шведы – «свиет-тиуды». То есть общим именем «чудь» назывались все русско-балтийские племена, жившие по берегам Балтийского моря. Даже имя короля готов середины V века нашей эры Теодориха, можно перевести как Тиудо-рикс, то есть царь тиудов или Чудский царь.

Б) Крупное русско-славянское племя Весь. В древнейшем памятнике русской литературы «Слово о Полку Игореве» слово «весь» употребляется в значении родное «село». Это знаменитое литературное выражение: «По городам и весям». То есть, со времён Древней Руси, Весь изначально считалась своим, русским племенем. Весь издревле жила и на территории Удмуртии, воспетая в легендах и преданиях удмуртского народа. Это богатырь Весья сын первого богатыря Донды. На реке Чепце племя весь на рубеже IX- X веков нашей эры построило свой город Весьякар. Небольшая часть племени весь, ассимилированная уграми, стала называться вепсами.

В) Одна часть русско-славянского племени «чебаки», (название от  племенного тотема – рыбы «чебак»), входившее в территориальное объединение славянских племён вятичей, стало удмуртским племенем «чабъя». Другая часть этого племени, отойдя к югу, построила свой город, но была ассимилирована болгарскими племенами, и вошли в состав современных чувашей. Город, построенный «чебаками», получил название Чебоксары, что переводится, как «город чебаковских царей». На мордовском языке, чуваши до сих пор называются «ветке» - то есть «вятичи». Третья часть славян «чебаков», оставшихся в Прикамье, сохранила свой язык и культуру до возвращения вятичей обратно на Вятку и Каму. Сейчас «чебаками» зовут русских жителей города Воткинска и Чайковска, потомков того древнего русско-славянского населения Прикамья, которое жило здесь до прихода удмуртских племён.

Г) Русско-славянское племя под названием «Порсы», обозначено на карте Птолемея чуть западнее Уральских гор. Вероятнеё всего «Порсы» – это самоназвание от племенного тотема, подобно тем названиям, которые ещё совсем недавно имели многочисленные удмуртские племена. Например: какся - племя или род цапли, коньга - племя белки, куака - племя вороны, кушъя - племя орла, пельга – племя совы, поська – племя стрижа и т.д.

Название порсы происходит от индоиранского корня «порс», означающего, как дикого кабана, так и домашнего поросёнка. Финно-угров же, первые русские летописи, называли коннокормцами. Главным  домашним животным у них были кони, служившие им основным источником пищи. Из истории известно, что кабан, свинья, порося был одним из тотемов кельтов и славян. Например, кельты из племени эстов (нынешние эстонцы), носили на одежде изображение кабана, презирали железное оружие, и воодушевлённые своим грозным тотемом, расправлялись с врагами деревянными дубинами. Однако они не устояли против стального оружия финно-угров, и на рубеже второго тысячелетия нашей эры, попав к ним в зависимость, вынуждены были взять язык победителей. Предки же славянского племени порсов жили на территории Удмуртии со времён новокаменного века. На притоках Вятки археологи находят кремнёвые фигурки кабана, произведения высокого художественного уровня. Они служили для поклонения в религиозных обрядах посвящённых тотему покровителю. Под напором финно-угров порсы, вероятней всего, ушли на юго-запад и стали частью украинского народа. До сих пор украинца нельзя представить без кабанчика – порося и его сала. Оставшиеся в междуречье Вятки и Камы, порсы частью были ассимилированы удмуртскими племенами, но другая часть их сумела сохранить свой язык и культуру до возвращения славян в Предуралье. Потомки их живут среди русских жителей Удмуртии под фамилией Порсевы.

Два больших славянских племени «уличи» и «тиверцы», с Русского Севера и Прикамья, ушли на Днепр, а оттуда в Румынию и Молдавию. Часть из тиверцев обосновалась на Верхней Волге, построив город Тверь. Союз русско-славянских племён вятичей откатился с Вятки на тысячу километров к юго-западу, к верховьям Оки и Дона. Оставшиеся на Вятке, частью, были ассимилированы и вошли в состав удмуртских племён под общим названием «ватка». С того времени в удмуртском языке слово «ватка» обозначает - косноязычно (говорить), ассимилированные славяне не сразу стали легко и чисто говорить по удмуртски. В языке северных удмуртов из племенного объединения Ватка осталось очень много слов с древними славянскими корнями.

Немного юго-западнее Рипейских (Уральских гор) на карте Птолемея обозначено крупное славянское племя «бодины». Они были известны ещё Геродоту, древнегреческому историку V века до новой эры, под названием «будины». (Корень «буд.» широко распространён в словах славянских языков под значением: будить, бодрствовать, быть, будни и т.д.) Будины - единственные, из известных Геродоту народов, которые питались сосновыми (кедровыми) шишками. По описанию Геродота они были рыжеволосыми и голубоглазыми. Будины - бодины отошли  на юго-запад и на запад. Географические названия с корнем «бод» тянутся от Удмуртии (Бодья) до Швейцарии (Боденское озеро). Оставшиеся в Прикамье славяне бодины были ассимилированы и вошли в состав удмуртских племён под названием «Бодья».

Русско-славянское племя «салы», на карте Птолемея оно обозначено северо-западнее бодинов, ушло на юг, за Дон, в степи, получившие от них название «Сальске». В том районе ни когда не отмечалось присутствие угро-финских племён, зато славянский язык, по утверждению Льва Гумилёва, там был распространён ещё с хазарских времён.

Если не грозит поголовное истребление, то многие из побеждённых племён и народов остаются на своём месте и легко принимают язык и культуру победителей. Об этом говорят многочисленные исследования антропологов. Физический тип людей на данной территории, остаётся практически без изменения, не смотря на неоднократную и полную смену культур. Исходя из выше изложенного, можно утверждать, что современные удмурты более чем на 80% состоят из ассимилированных местных древних народов: славян и кельтов – (скифов-пахарей), русских племён – (рыжеволосое население Удмуртии), индоиранцев (скифов-кочевников), древних тюрок (бесермяне), палеоазиатов и т.д.

Большое русско-славянское племя «савары» отошло к югу и к середине V века нашей эры вышло к Азовскому морю. Часть из них была ассимилирована тюркскими уйгурскими племенами и в VIII веке под названием «сувары», вернулись в низовья Камы в составе болгар. В последствии они станут составной частью казанских татар и чувашей. Вторая часть «савар» ушла на Днепр к Киеву и вошла в состав Киевской Руси под названием «северяне». Третья часть «савар» ушла на Дунай и в Польшу, где так же была известна под именем «северяне». Ещё одна часть ушла на Балканы, где в Югославии дала название реке «Сава». Этот вариант событий возможен, если киевские, югославские и польские савары-северяне, изначально говорили на славянском языке. Но тут вполне возможен другой вариант развития событий. «Савары» - это синтез древнетюркских и древнеугорских племён, и скифов кочевников пришедших на Верхнюю Волгу ещё в IIIII  веках до нашей эры под общим названием «сарматы». Здесь, объединившись со скифами-пахарями (русско-славянскими и кельтскими племенами), они образовали большое и сильное племя «савары». В III V веках нашей эры они входили в состав гуннского союза. Когда в 453 году нашей эры умер царь гуннов Аттила, гуннский союз распался. Савары вновь стали называться своим именем с тюркским акцентом «сувары», а рядовые сарматы - «болгарами», что в иранских языках обозначает «богатые ары». Но ары - это древнее самоназвание енисейских аринов, одного из угорских народов, идущее от племенного тотема – «предка» покровителя, которое переводится как «шершень». Предания Енисейских аринов говорят о том, в древности они были великим племенем и многие народы платили им дань. Исходя из этого, можно предположить, что главными (царскими) племенами в сарматском союзе были древние угры. Они властвовали над огромной территорией от Саянских гор до Рейна. Начав своё движение в IX веке до новой эры от Саян и Алтая (карасукские племена), они к V веку до новой эры установили контроль над Южной Сибирью. Ко II веку до нашей эры под их властью оказалась Центральная и Восточная Европа кроме Причерноморских степей, где в то время господствовали аланы и роксаланы. Подвластные народы спешили присоединить к своему названию имя победителей, чтобы распространить на себя их громкую славу. Такова извечная психология людей. Так волжские булгары с удовольствием взяли имя своих победителей – татар. Славяне, меря, мурома побеждённые Русью, стали русскими. Название же многих древних народов имеет приставку «ары»: татары, болгары, авары, мадья(а)ры и т.д. Вероятно, они входили в состав многочисленных племён, подвластных очень воинственному угорскому племени аров. Исходя из того, что татары до сих пор удмуртов называют арами, можно предположить, что угорские предки удмуртов были частью знаменитого племени аров (аринов), главенствующих на юге Западной Сибири. Связь «карасукских» племён с финно-уграми подтверждается тем, что именно у них впервые появляются лапчатые (в виде утиных или гусиных лапок) и шумящие подвески, фигурки коней и двойных конских голов, то есть те вещи, по которым определяется принадлежность археологических памятников к финно-уграм.

Власть у древних угров отняли гунны, пройдя по их следам тот же путь от низовий Амура через Алтайские горы до виноградных полей далёкой Франции. Судя по названию, и беря во внимание то, что по данным археологии, среди гуннов было очень мало монголоидов, можно сделать следующее заключение. Сами гунны были уграми, а подвластные им, войска составляло скифское сибирское население. Именно в начале нашей эры происходит смена населения в Сибири. Исчезают европеоиды, а на их место приходят самодийские, тунгусо-манчжурские и палеоазиатские монголоиды. Все эти народы появились в Сибири по историческим меркам совсем недавно, каких-то две тысячи лет назад. Наукой установлено, что от холодного климата у человека светлеют волосы, кожа и глаза. А всё нынешнее «коренное» население Сибири черноволосо и черноглазо. Всё это указывает на то, что основной массой гуннов, хлынувших в Европу, было всё-таки европеоидное население Западной и Восточной Сибири. Сами же гунны – древние угры, растворились среди бескрайнего моря покорённых племён.

Племя «болуски», неизвестного происхождения, обозначенное на карте возле Уральских гор, вошло в состав удмуртских племён под названием «болма». Возможно – это одно из древнейших угорских племён появившихся в Прикамье вместе с сарматами.

К X веку нашей эры финно-угры, пройдя весь Русский Север до верховий Волги, прочно обосновались на берегу Балтийского моря. Под их напором славяне огромной массой откатились на запад и юго-запад, хлынули через границы Византии и Римской империи, на Балканы и в Центральную Европу. Славяне, в свою очередь, столкнули со своего места германские племена, которые двинувшись на запад уничтожили Галлию, ставшую Францией. Импульс созданный движением племён где-то в Центральной Азии докатился до Европы в виде Великого Переселения народов, изменил этнический состав и весь её облик, выплеснулся в Африку и в Малую Азию. А с другой стороны, с первых веков нашей эры, южные славянские племена Балкан, освоившие передовые военные и культурные достижения Древнего Мира, отходили на север и на восток под ударами военной машины Римской империи. Колесо славянского мира повернулось на 180 градусов. Мирные славяне с Русского Севера и Прикамья, под напором финно-угров, ушли на Дунай, в Болгарию, Югославию, Венгрию, Румынию. Вместе с местными славянскими племенами они к IX веку нашей эры заселили весь Балканский полуостров, и Восточную Германию до Эльбы. На место северных славян пришли воинственные южные славянские племена Балкан и Дуная, уходящие на восток от владычества Рима. К VI веку нашей эры они вышли на Днепр, а в XI веке создали мощное государство Киевскую Русь. Современные историки прослеживают путь движения южных славян на север и восток, считая только их носителями славянской культуры, не замечая встречное движение огромной массы славян с Русского Севера, из Прикамья и Белоруссии на юг и на запад. Но об этом говорят все данные археологии. Например, на территории Удмуртии найдено около 500 археологических памятников первого тысячелетия нашей эры, и только около 10% из них можно уверенно отнести к финно-угорским. Остальные памятники оставили «неизвестные» племена. После нашествия Батыя, возникла Московская Русь, прямая наследница Киевской Руси. Она сумела объединить все восточнославянские княжества и в XVI веке, разгромив татарские Орды, вышла за Урал на просторы Сибири, и только тогда славяне-вятичи смогли вернуться обратно на Вятку и в Прикамье, на родину своих предков

Владимир Фролов

 

Сайт создан в системе uCoz