Парадоксы добра и зла

 
 

Добро и зло самые запутанные философские понятия, над которыми трудились философы во все века, со времён Древней Греции и до наших дней. И вместе с тем – это самый интересный объект для исследования. Сказано: «Не убей», но солдат убивает врагов и, чем больше людей он убил, тем больше получает почестей и наград. Сказано: «Не укради», но разведчик крадёт вражеские тайны, и чем больше украдёт, тем больше ему слава и почёт. Чтобы осветить одну грань этого многогранного вопроса, заглянем в Библию, эту кладезь мудрости седых тысячелетий.

 Книга Екклесиаста, глава третья:

1. Всему своё время, и время всякой вещи под небом.

2. Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать насаженное.

3. Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;

4. Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

5. Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обниматься, и время  уклоняться от объятий;

6. Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

7. Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;

8. Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

Нет более мудрых слов, чем эти слова, рождённые нашими предками во тьме тысячелетий. Они пришли к нам из самых глубин человеческой истории. Известно, что «Екклесиаст» писался в десятом веке до нашей эры, за пол тысячелетия до расцвета Античности. Все последующие определения добра и зла: в Древней Индии, в Древнем Китае, Античности, в Христианском Средневековье, в Новое Время – только попытки подвести моральную базу под свою культуру, учения, убеждения и поступки.

Можно подвести первый итог, высветить одну грань этого вопроса:

Добро – это любое действие или бездействие, выполненное в своё время.

Зло - это любое действие или бездействие, выполненное не в своё время.

Следующая грань добра и зла – в политике. До революции самодержавие, христианские истины, частная собственность, домострой были не зыблемым оплотом добра, а всё, что противоречило этим понятиям – было злом. Пришла революция, и всё поменялось своими местами: рынок, частная собственность, интеллигентная «мягкотелость» и так далее – стало злом. Добром стало: общественная и государственная собственность, твёрдость и беспощадность, план, распределение благ «поровну». Семьдесят лет было социалистическое добро и капиталистическое зло. Но вот грянула перестройка, и опять всё поменялось своими местами. То, что было добром – стало злом, а то, что было злом, в свою очередь, стало добром. Так что же такое добро и что такое зло? Напрашивается парадоксальный вывод:

 Добро – это победившее “зло”.

 Зло – это побеждённое “добро”.

Любое “зло” придя к власти, объявляет все свои ценности и все свои действия “добром” и вносит это в закон. Все, кто с этим не соглашается – уничтожаются физически или политически и морально.

Следующая грань добра и зла в педагогике воспитания детей. Начнём с поговорки: «У доброй матери – беспутные дети». Теперь, что по этому поводу говорит «Ветхий Завет, Притчи»?

Глава 13, строка 24. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его».

Глава 19, строка 18. «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его».

Глава 23, строка 13-14. «Не оставляй юноши без наказания; если накажешь розгою, он не умрёт:

 Ты накажешь его розгою, и спасёшь душу его от преисподней».

Глава 29, строка15. «Розга и обличение дают мудрость; а отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери».

Глава 29, строка 17. «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей».

В наши дни наказание из разряда “добра” переходит в разряд “зла”, за наказание своего ребёнка можно вполне угодить под суд. А люди ломают головы, ища ответа: почему молодёжь не чтит традиции и не уважает старших, пьянствует и потребляет наркотики?

У русского народа есть ещё такие пословицы:

«Добрыми намерениями устлана дорога в ад».

«Не было счастья, да несчастье помогло».

«Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным».

Почему мы так говорим? Почему такая парадоксальность в суждениях народа?

Что бы лучше понять, рассмотрим несколько примеров из истории. Средние века в Европе: вся власть у Церкви, она сильнее власти королевской. Церковь – носитель Божественного Добра. Нельзя убивать ни какое живое существо. Даже нельзя уничтожать вредителей полей и огородов, только молитвами и божьим судом. Суды над жуками и гусеницами были повседневным бытом. И в то же время идёт массовая охота на ведьм и инакомыслящих учёных. Повсюду полыхают костры инквизиции, где живьём сжигаются тысячи людей.

В Европе целые области практически остаются без женщин, которых, как ведьм, сжигают без пощады. Свет Божественного Добра принёс Тьму средневековья. Недавнее советское прошлое, битва за покорение природы под лозунгом: всё для людей, всё для блага человека! В результате экология оказалась на грани полного разрушения. Это самым пагубным образом отразилось на человеке. Постройка коммунизма – научно обоснованного рая на Земле, счастливого братства для всех обернулось, опять-таки бедой для всей Земли, которая оказалась поставлена на грань ядерной катастрофы и полного уничтожения. Выходит, что добро приносит и порождает зло. Зло, в свою очередь, приносит добро.

Все великие завоеватели пролили моря человеческой крови, причинили безмерные страдания целым народам. Но они же создали новые государства, принесли более высокую культуру (Александр Македонский, Юлий цезарь). Добро рождается злом. Безмерные страдания возвышают целые народы. В Ветхом Завете многократно упоминается, что для исправления людей на них насылается зло, самые ужасные наказания (Откровение Святого Иоанна Богослова). И люди становятся добрыми, духовно возвышенными. Напрашивается вывод:

Зло – это семя добра.

Добро – это семя зла.

Можно сказать, что зло существует для того, что бы рождать добро. Добро, в свою очередь, существует, чтобы порождать зло. В итоге получаем, что добро и зло – это две половинки единого целого – жизни. Одно не может существовать без другого и, что бы ни делал человек, он, с одной стороны, сеет добро, а с другой стороны, обязательно – зло. Каждый поступок, каждое действие, каждый закон несут в себе, как добро, так и зло. Что для одного человека добро, то для другого – зло. Вся жизнь состоит из этого. Каждый человек, каждое общество, государство подходит к этому вопросу индивидуально, субъективно. Понятие добра и зла непрерывно изменялось с течением времени, периодически меняясь своими местами. Ещё один вывод, ещё одна грань: нет добра общего, вечного, как нет однозначного вечного зла. Эти понятия постоянно колеблются, переходя одно в другое, и не могут существовать друг без друга, без своей противоположности. Ещё один пример: человек убивает коров, потребляя говядину в огромных количествах. Кажется, что для коров он делает зло, но вместе с этим человек даёт жизнь десяткам, сотням миллионов коров, обеспечивая им поистине райское существование. Если бы человек не творил зло коровам: не отнимал у них молоко, не убивал их ради говядины, коровы давно бы исчезли, как исчез их предок дикий тур.

Жизнь можно представить, как электрический ток, где плюс и минус – это добро и зло. Пока существуют плюс и минус, добро и зло, существует и жизнь. Чем больше напряжение на одном конце, тем больше напряжение на другом. Увеличивая добро, автоматически ровно на столько увеличивается и зло. При этом в категорию зла могут перейти другие, ранее нейтральные стороны жизни. Так же, увеличивая зло, на столько же увеличится и добро.

Ещё раз подчеркнём:

Добро и зло – это две половинки единого целого, под названием Жизнь.

Всё выше изложенное – это иллюстрация к закону единства и борьбы противоположностей.

Владимир Фролов

В начало

 

 

Сайт создан в системе uCoz