Закон всемирного стремления к равновесию |
|
|
|
Закон
всемирного стремления к равновесию -
один из общих законов Мироздания, вокруг которого строится вся Жизнь,
органическая и неорганическая. Первым эту тему начал разрабатывать древнегреческий
философ Пифагор из Самоса (576 – 496 гг. до нашей эры), он высказал мысль о
принципиальной полярности во Вселенной:
Свет – тьма
Чет – нечет
Женское – мужское
Жизнь – смерть
Добро – зло
Правое – левое
Предел – беспредельность
Прямое – кривое
Покоящееся – движущееся
Единое – многое
И так далее
Мысль
о равновесии противоположных вещей и
свойств в Мироздании первым высказал древнегреческий философ Платон (428 – 347
гг. до нашей эры):
«Если бы возникающие противоположности не
уравновешивали постоянно одна другую, словно описывая круг,…возникновение
прекратилось бы».
Ему вторит Аристотель –
древнегреческий философ и энциклопедический учёный (384 – 322 гг. до нашей
эры):
«Всё нуждается в противовесе, чтобы достичь
меры и середины, ибо в этом заключается сущность и правильное соотношение…»
Об этом же говорит и римский философ
Сенека Луций Анней (4 г. до нашей эры – 65 г. нашей эры):
«Природа сохраняет образующие её части в
равновесии, словно боясь, чтобы при нарушении отношения частей не рухнул мир».
Французский мыслитель Лабрюйер Жан де
(1645 – 1696 гг.):
«Равновесие всегда справедливо, ибо исходит
от Бога».
Французский философ Робине Жан Батист Рене (23.06.1735 – 24.03.1820 гг.)
«Добро и зло находятся в мире в одинаковом
количестве».
Даже опираясь только на последнее
утверждение можно вывести закон всеобщего стремления к равновесию во
Вселенной. Если одна из многих полярных
пар, из которых состоит Вселенная, всегда стремится к равновесию, то и остальные
полярные пары либо находятся в равновесии, либо стремятся к равновесию. Любую
из полярных пар можно назвать добром и злом, как это произошло с математической
шкалой разделённой нулём: положительное (+) приравнено
добру, а отрицательное (-) приравнено к злу. Точно так же и в электричестве
есть заряд положительный (+) добро, и есть заряд
отрицательный (-) – зло.
Закону стремления к равновесию подчиняются все
проявления Жизни. Он пронизывает всё Мироздание, побуждая его к движению и, тем
самым, к проявлению Жизни. Например:
В физике.
А) Напряжение источника тока всегда одинаково, как на
аноде (+), так и на катоде (-).
Б) Величина приложенной силы всегда равна силе
реакции.
В) Искусственное созданная неравновесная система
всегда стремится вернуть первоначальное равновесие. Пример тому – энтропия
(греч. en - в, trope
– поворот) - второй закон термодинамики,
что по-русски можно перевести как
«стремление к равновесию». С помощью понятия «энтропия» формулируется
один из основных физических законов – закон возрастания энтропии. В замкнутой
системе энтропия не может убывать, т.е. замкнутая система неизбежно придёт
к равновесию. Но в Мироздании нет ничего
замкнутого
Г) Свойства
микромира. Негативные близнецы – фотоны мгновенно реагируют на изменение
состояния своей противоположной пары, даже если они удалены друг от друга на
километры (эффект «спутывания»). Любая
микрочастица рождается в паре со своей античастицей и т.д. и т.д.
В математике:
А) Решение всех уравнений строится вокруг знака
равенства (=).
В астрономии:
А) Все космические системы, например Солнечная
система, существует только при равновесии сил притяжения и сил отталкивания.
В социологии:
А) Каждому течению в политической жизни общества обязательно
находится противоположное, и чем сильнее одно течение, тем сильнее
противоположное.
Б) Количеству “добра” всегда соответствует точно
столько же “зла”. Пример тому Русские поговорки:
Нет худа без добра, как нет добра без худа.
Не было счастья, да несчастье помогло.
В
духовной сфере:
Чем выше ступень посвящения адепта,
чем выше сан священника, соответственно, тем сильное искушение противоборствующих сил. Например, Иисуса
Христа искушал сам Сатана – глава всех «тёмных» сил материального Мира.
Всем вещам и свойствам в Мироздании
соответствуют ровно такое же количество противоположных вещей и свойств.
Однако, полное равновесие во Вселенной невозможно, это предел к которому всё
стремится, но который можно достичь только на короткое время и только в частном
случае. Но, этот частный случай сам входит составной частью в одну из
неуравновешенных противоположностей.
Вывод:
Всё
в Мироздании состоит из противоположностей, которые стремятся к равновесию, тем
самым, рождая движение и Жизнь; и в то же время, Всё в Мироздании находится в
неравновесном состоянии. Равновесие можно достичь только в частном случае и
только временно.
Следствие:
Каждому
частному или общему закону, утверждающему что-то, существует закон утверждающий
противоположное
Вплотную к закону стремления к
равновесию подходили ещё Платон и Аристотель, разработавшие понятие «Антиномия»
(Греч antinomia -
противоречие в законе). «Апория» (греч. aporia – безвыходное положение)
разработанная Зеноном из Элеи (490 – 430 гг. до нашей эры). Кант (1724 – 1804
гг.) стоял на пороге открытия закона стремления к равновесию. По учению Канта
попытки разума познать природу приводят к противоречиям, делают возможным
обоснование, как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса):
Мир конечен – мир бесконечен.
Каждая сложная субстанция состоит из
простых частей – не существует ничего простого.
В мире существует свобода – в мире не
существует свободы, но господствует только причинность.
Существует первопричина мира – не
существует первопричины мира.
И так долее…
Гегель Георг Вильгельм Фридрих(1770 –
1831 гг.) пошел ещё дальше, утверждая, что противоречия существуют «во всех предметах всякого рода, во всех
представлениях, понятиях и идеях».
Литература:
1. М.М. Розенталь «Философский словарь»;
Издательство политической литературы; Москва 1975 г.
2. П.С. Таранов
«Анатомия мудрости», «120 философов, жизнь, судьба, учение»; Реноме;
Симферополь; 1997 г.; I и II
том.
3. Б.М. Яворский и А.А. Детлаф
«Справочник по физике»; «Наука»; Москва; 1968 г.
Владимир Фролов